Ратникова О.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ БИБЛИОТЕК
В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

В профессиональной печати последнего десятилетия активно дискутируется проблема организации методической работы. Суть проблемы состоит в следующем: сохраняется ли в процессе методической помощи элемент “руководства” или она заключается лишь в воздействии методических служб на результативность процесса освоения библиотеками нововведений. Представляется, что существенным аргументом в пользу второй позиции является самостоятельность библиотек в условиях демократических перемен, в том числе в принятии управленческих решений.

Сотрудничество и равноправное партнерство между методическими службами и библиотеками заменяют имевшие место ранее отношения “распорядительства” и “исполнительства”. Библиотеки привлекаются к участию в разработке новых видов методических услуг. Совместный эксперимент в освоении перспективных форм работы заменяет функции контроля со стороны методических служб.

Можно выделить несколько стилей взаимодействия между библиотеками и методическими службами:

1. Методические службы держат под контролем всю деятельность по оказанию помощи библиотекам.

2. Методические службы держат под контролем процесс внедрения нововведений, в котором библиотеки являются лишь пассивными участниками.

3. Методические службы активно взаимодействуют с библиотеками на равных правах в решении разнообразных проблем и в различных формах.

Два первых стиля являются, по сути, авторитарными, а третий - демократическим, наиболее приемлемым в современной ситуации.

Условием продуктивного взаимодействия между методическими службами и библиотеками являются свободные коммуникации между ними, сотрудничество при определении направлений методической помощи, выборе инноваций и их внедрения, принятии решений и оценке результатов.

Успешное взаимодействие между библиотеками и методическими службами невозможно без хорошо отлаженной системы обратной связи. Она позволяет своевременно выявить множество непредвиденных проблем в организации методической помощи и скорректировать линию поведения как библиотеки, так и методической службы в целях наиболее эффективного решения поставленных перед ними задач. Для достижения результатов сотрудничества на основе обратной связи необходимо отказаться от привычных для методистов инструктивно-директивных методов и строить новые взаимоотношения с библиотеками на основе открытости и конструктивного решения возникающих проблем.

Такой способ взаимодействия между методическими службами и библиотеками продиктован происходящими в отрасли технологическими, экономическими, кадровыми и культурными изменениями. Использование информационной технологии в организации методической работы повлечет за собой дальнейшие изменения в способах взаимодействия, в их структуре методических служб, организации труда и методах управления.

Методические службы не должны спускать вниз типовые решения, требующие неукоснительного выполнения, а библиотеки, в свою очередь, должны сами определять потребность в тех или иных методических услугах. Основой взаимоотношений между методическими службами и библиотеками должны стать, с одной стороны, добровольность обращения библиотеки за помощью, с другой - максимальный учет условий возникновения проблемной ситуации в конкретной библиотеке.

Предоставленная библиотекам возможность выбора тех или иных, наиболее приемлемых, по их мнению, нововведений приводит к тому, что библиотеки сами начинают участвовать в формировании рынка методических услуг. Деятельность методических служб в этих условиях должна руководствоваться следующими принципами организации работы:

- оперативное реагирование на происходящие изменения потребностей библиотек;

- мобильность в организации работы;

- адресность, максимальная индивидуализация;

- полезность для библиотекарей-практиков.

Формирование рынка методических услуг - сложная задача, стоящая как перед методическими службами, так и перед библиотеками. Несомненно, что время от времени сложившийся перечень методических услуг требует значительной корректировки, дополнений. Это, в свою очередь, предполагает необходимость смены психологии восприятия методической службы библиотеками, повышения квалификации методистов, готовность к освоению ими новых методов и видов работ. К новым видам методических услуг можно отнести управленческое консультирование, проектирование деятельности как библиотеки (ЦБС) в целом, так и отдельных ее подразделений, внедрение в библиотеки новых технологий. Основой же для предоставления какого-либо вида услуг должно стать изучение потребности библиотек, т.е. тщательное, охватывающее весь регион маркетинговое исследование.

Hosted by uCoz